музей наследие тольятти о музее экомузей
Музей Наследие
 СТРАНИЦЫ СТАВРОПОЛЯ
'Душа заповедного дома'

Душа заповедного дома   

View HTML

Душа заповедного дома

В позапрошлую пятницу в Интерклубе состоялась презентация проекта экомузея «Наследие», разработанного голландским архитектором Отто Вейерсом при поддержке самарской архитектурной фирмы «Бюро Ковчег». Предполагается, что уже к осени следующего года известный многим тольяттинцам дом первого переселенца Старикова на Советской, 39, уже два года гостеприимно принимающий ставропольчан, станет центром уникальной экспозиции городского масштаба. Отрадно, что городские власти вроде бы не против такого развития событий. По утверждению директора экомузея Валентины Казаковой, в бюджете уже заложена необходимая для этого сумма. А городской департамент по строительству и архитектуре «охотно согласился выступить генеральным подрядчиком» проекта. Проекта, который, если все получится, станет одним из главных краеугольных камней исторического центра Старого города.

Переносный смысл

Открывая пресс-конференцию по случаю представления проекта, Валентина Андреевна объяснила, почему именно этот дом дом известного ставропольского сапожника Василия Старикова был первым перенесен из зоны затопления водохранилищем. Вслед за ним переехал весь допотопный жилой Ставрополь…

О том, что городу уготована такая участь, ставропольчанам было известно еще в декабре 1949 года, когда вся страна с помпой отмечала 70-летие товарища Сталина. Они восприняли эту новость как «космическое известие», полностью меняющее сложившийся за два столетия уклад жизни. По воспоминаниям покойного Николая Бурухина, отвечавшего за перенос, ставрпольские мужики не могли поверить, что такое возможно: что Волгу запрудят и «не будет здесь ни поймы, не осетров, ничего». И всячески сопротивлялись переносу своих домов. В 1953 году, когда подпер срок, Стариков человек в городе уважаемый, почетный оказался крайним и в прямом (он жил на окраине Ставрополя), и в переносном смысле. Но переехать на новое место он согласился только после долгих уговоров и вмешательства зятя генерала Хорешко, который дружил с Комзиным. «Приехав на первомайский праздник, зять уговорил старика: дескать, давай перевезем, пока я здесь. С помощью пятнадцати заключенных, которым поставили ведро водки, дом разобрали, перевезли и поставили прямо на землю, без подполья. Все это делалось в спешке».

Тем не менее, дом Старикова неплохо сохранился. И теперь задача музея «Наследие», по словам Казаковой, бережно «сохранить в урбанизированном, техногенном городе фрагмент территории, в котором бы душа человека оттаивала». Чтобы не только ставропольчане, не изжившие понятную тоску по утраченной малой родине, но и все тольяттинцы могли прикоснуться к своим корням. Не в переносном в самом прямом смысле.

Дом начала 50-х с обстановкой того времени, с резными наличниками, с маленьким садом, беседкой и антикварными автомобилями как раз такое место. Вернее, будет таковым.

«Стариков-хаус»

Вообще, создание городских средовых проектов относится к наиболее сложным задачам, рассказывает директор «Наследия». В городе нет подрядчика, который занимается приспособлением здания под музей. Поэтому, когда город приобрел дом Стариковых в муниципальную собственность, сразу же возникла проблема его музеефикации. Поэтому, после долгих обсуждений с тольяттинскими архитекторами, мы решили обратиться в Самару, где уже накоплен определенный опыт по вопросам сохранения историко-культурного наследия.

Профессор Самарского государственного архитектурно-строительного университета Сергей Алексеевич Малахов

Выбор пал на «Ковчег» фирму, которая еще с 80-х годов успешно занимается реставрацией старой части Самары. Проектом тольяттинского экомузея всерьез заинтересовался голландец Отто Вейерс, имеющий, по словам руководителя самарцев Сергея Малахова, огромный опыт работы в архитектурных фирмах Амстердама и Роттердама. «Отто просто влюбился этот домик Стариковых или, как он его называет, «Стариков-хаус», говорит Казакова. И вот за очень короткое время был разработан и согласован с нашими ведущими городскими архитекторами проект развития экомузея».
Причем, развития на перспективу. Ведь на презентации был представлен не только рабочий проект «освоения» пяти соток стариковского подворья (в котором, кроме старинного дома, прекрасно вписываются современные здания музейного офиса и выставочного центра), но и план возможной «экспансии». Разумеется, в лучшем смысле слова. Разработчики надеются, что город поможет расширить музей за счет нескольких соседних со стариковским домов той же эпохи. Домик Старикова и выставочный зал предполагается дополнить смотровой башней, макетом затопленного города и кафе («конечно, это будет не «Макдональдс», заметил Отто), соединив все это сиреневым садом. В плане также реставрационная мастерская и площадка для парковки туристических автобусов. Разработчики надеются, что со временем, вместе с другими памятниками той эпохи, сосредоточенными в центре Старого города, старой баней, «Буревестником» и другими городскими «старожилами» экомузей станет местом, куда горожане и гости будут стремиться. Чтобы оттаять душой.

«Пространство домика по улице Советской»

Я недаром произнесла: Отто «влюбился в этот проект», потому что такие вещи надо воспринимать не только на уровне разума, но еще и сердцем. Потому что в любом городе есть дома, в которых как бы изначально заключена поэзия…

Сам Отто Вейерс публично не признался в своей любви к дому Старикова, хотя это ясно и так. К тому же, по словам Казаковой, он человек западный, прагматик. Привыкший с уважением относиться к частной собственности, голландский архитектор понимает, что невозможно остановить строительство, бурно развернувшееся в окрестностях экомузея. Нашим же с этим трудно мириться. Сотрудникам «Наследия», да и самарским архитекторам, трудно согласиться с тем, что «проблема поиска души города», которую они пытаются сегодня решить все вместе для Тольятти, может в любой момент стать неразрешимой. Очень многое зависит от властей, от их воли и последовательности.

Мы надеемся, что создание комплекса на улице Советской позволит городу приобрести новое качество, свое лицо. Я бы очень хотел использовать эту чудесную возможность, говорит Отто Вейерс.

Казакова тоже верит в чудо:

Мы понимаем, что это медленный, постепенный процесс надо учитывать возможности города. Но сейчас конец века, а на переломе эпох всякие чудеса происходят. И может быть, в Тольятти тоже произойдет чудо…

Сергей Мельник
«Презент Центр», 1999, 25 декабря





Дата :1999-12-25   [ Назад ]      [ наверх ]

 


 




МЫ В СОЦ СЕТЯХ
В КОНТАКТЕ В ОДНОКЛАССНИКАХ 

Политика конфиденциальности

Техническая поддержка

Андроид